СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Социальный педагог – Бушкина Виктория Юрьевна
Образование: высшее. Окончила Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Специальность: Социология Курсы переподготовки – Учитель истории и обществознания». Курсы повышения квалификации «Особенности работы педагога с деструктивным поведением детей и подростков в образовательной организации.
График работы:
• Понедельник с 8.00 -18.00
• Вторник с 8.00-18.00
• Среда с 8.00-18.00 (с 14-30-18.00 консультации для педагогов и родителей)
• Четверг с 8.00 -18.00
• Пятница с 8.00-18.00 ( с 14-30-18.00 консультации для педагогов и родителей).
Работа социального педагога
Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе, создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам, выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка.
Цель деятельности социального педагога:
• создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально – психолого – педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита ребенка (социальная, психолого – педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.
• организация работы с обучающимися и их родителями в микросоциуме;
• оказание обучающимся социальной помощи в самореализации и саморазвитии;
• взаимодействие с родительской общественностью, нуждающейся в социально-педагогической помощи.
Задачи:
1. Проведение диагностики и мониторинга по созданию банка данных.
2. Создание комфортного гуманитарного воспитательного пространства в микросоциуме.
3. Оказание социально–педагогической помощи родителям, психологической и юридической помощи и поддержки обучающихся и их родителей.
4. Выявление ранней диагностики семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
5. Ведение профилактической работы с обучающихся асоциального поведения и обучающихся из семей, находящихся в социально-опасном положении.
6. Обеспечение гарантии прав ребенка на получение социальной и психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Совет профилактики. Его основными задачами являются:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении;
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
3. Выявление фактов жесткого обращения с детьми и семей, находящихся в социально опасном положении, оказания им помощи в обучении и воспитании детей.
Последний четверг месяца (раз в месяц) заседания Совета профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.
Нормативные документы:
1. Основной закон «Конституция Российской Федерации».
2. Конвенция ООН «О правах ребенка».
3. Декларация прав ребенка.
4. Федеральный Закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29.12.2012.
5. Семейный кодекс Российской Федерации. №223-ФЗ. С изменениями и дополнениями от.03.08.2019г.
6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124 от 24.07.1998 г с изменениями от 23.08.2000., 22.08.2004., 21.12.2004г.
7. Федеральный закон «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 07.07.1999г. (с изменениями от 07.07.2003г).
8. Кодекс «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30.12.2001г. (ред. от 27.12.2019.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020)
9. Устав школы
10. План работы школы на текущий учебный год.
11. Локальные акты.
Приоритеты работы социального педагога:
1. Раннее выявление детей, имеющих различные социальные, психологические или педагогические проблемы. Выявление характера проблем. Создание банка данных. Изучение причин неблагополучия обучающихся.
2. Охрана и защита прав несовершеннолетних.
3. Подавляющая часть проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации, имеет корни в неблагополучии семьи. Поэтому одной из важнейших составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.
4. Взаимодействие со службами (в школе и вне школы), заинтересованных в решении вопросов детей и семей, нуждающихся в социально – педагогической помощи.
5. Работа школьного Совета профилактики.
6. Социально-правовое просвещение учителей, обучающихся и их родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и вредных привычек.
7. Решение проблем сиротства и опекунства.
8. Создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе и гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
К социальному педагогу вы можете обратиться, если:
1. У вас есть трудности в общении с детьми или в семье;
2. Вам положены социальные льготы;
3. Вашего ребенка кто-либо обижает, оскорбляет, угрожает;
4. Если ваш ребенок не уверен в себе, испытывает трудности в учебе, в общении.
Телефоны служб: психологической помощи
1. Всероссийский телефон доверия для детей и подростков - 8-800-200-01-22, Городской телефон доверия - 74-55-12.
2. Комитет по образованию ЭМР г.Энгельс. Адрес: 413100, г. Энгельс, ул. Коммунистическая, дом 41, 2-й этаж, телефон/факс: 8 (8453) 54-44-93.
3. Отдел по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. г.Энгельс, ул. Коммунистическая, д.41.каб. №32.
4. МБУ ДО «Центр психолого-педагогического сопровождения «Позитив». г.Энгельс, ул.Л.Кассиля, д.20. Тел. +7 (8453) 56-73-74.
5. ГБУ СО ЦРС «Надежда» г.Энгельс, ул.Ломоносова 35 «а». Тел.72-55-11.
6. ГУ «Энгельсский Центр социальной помощи семье и детям «Семья»: г.Энгельс, ул. Брянская, 8. Телефоны: 95-31-25, 77-53-01.
7. МУ МВД России «Энгельсское» 5 О/П - 73-43-94 ПДН, 73-46-65 – дежурный, МУ МВД России «Энгельсское» 5 О/П - 56-79-91 ПДН, 56-65-50 – дежурный
8. Наркологическая помощь - 56-26-70, 56-93-62.
9. Уполномоченный по правам ребенка Саратовской области, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 116, каб. 4.
10. Телефон психологической помощи: 56-73-74.
СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Медиация - это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Исходя из определения, медиация - это такая процедура, в ходе которой стороны конфликта пытаются найти общее, устраивающее всех, решение при помощи медиатора. Медиатор не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров, в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.
Служба школьной медиации - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Медиатор при разрешении споров в своей работе опирается на следующие принципы:
• Первый принцип – нейтральность медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Медиатор беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта, не заинтересован в каком-то конкретном решении. Именно поэтому он не советует и не принимает решений за стороны, а стимулирует их самих к поиску взаимовыгодного выхода из ситуации. Задача медиатора состоит в том, чтобы организовать процесс эффективного обсуждения.
• Второй принцип медиации – добровольность. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса в любой момент. Технология предполагает, что всё происходит с согласия сторон, включая принятие решения, за реализацию которого они сами несут ответственность.
• Третий принцип медиации – конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Стороны также гарантируют нераспространение полученной информации в ходе разрешения конфликта.
• Четвертый принцип медиации – равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.
Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:
1. Обучающимися.
2. Обучающимися и родителями.
3. Учителями и обучающимся.
Организация работы службы медиации в школе
Важно, что не всегда для разрешения конфликта потребуется процедура медиации. В некоторых случаях будет достаточно консультации.
Для того, чтобы процедура медиации не пугала потенциальных её участников, необходимо обратить внимание на:
1. Участие в медиации добровольно и анонимно, стороны могут дать согласие на разглашение факта их участия в медиации.
2. Вся документация службы медиации конфиденциальна, доступ к журналу имеет только руководитель службы.
3. В соглашении о примирении по желанию сторон может быть внесен пункт о сохранении конфиденциальности и санкциях за ее нарушение.
Деятельность службы школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Для этого в образовательном учреждении реализуется обучающая программа для детей, благодаря которой развиваются коммуникативные умения и умения разрешения конфликтов с помощью частичного применения технологии медиации.
Для педагогов организуются семинары, тренинги для формирования вышеуказанной культуры конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Нормативно-правовые основания деятельности школьных служб медиации
• ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»
• Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п.62, п.64
• ФЗ РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
• Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г.
• ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях».
Положение о школьной службе медиации (примирения)
Руководитель школьной службы медиации - социальный педагог Бушкина Виктория Юрьевна
Страница уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
Если Вы считаете, что в образовательном процессе нарушены Ваши права и достоинство,
обращайтесь к Уполномоченному по защите прав участников образовательных отношений МОУ «СОШ с.Зелёный Дол» – Бушкиной Виктории Юрьевне
График работы уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений
Среда с 9 до 16.00 или позвонив по телефону 77-36-42 и договориться о встрече.
В экстренных ситуациях прием ведется по договорённости
Уполномоченный по правам участников образовательных отношений
Должность Уполномоченного по правам человека (ОМБУДСМЕН) учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года (предусмотрена пунктом "д" части 1 статьи 103) и призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод, "лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц" (Энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации")
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) - это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом, наделяется полномочиями по соблюдению законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием," образованием и профилактикой нарушения нрав всех участников образовательного процесса.
Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Уполномоченный по правам в образовательном учреждении - ЭТО взрослый участник образовательного процесса (не член администрации), к которому можно обратиться:
- если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса
- если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы
- за правовой консультацией (в рамках функционирования школы)
- за информацией о существующих нормативных гигиенических требованиях к организации учебного процесса
- если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения.
Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного:
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
Основные цели и задачи Уполномоченного:
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательных отношений
- оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у участников образовательного процесса навыков самостоятельной жизни
- обеспечение взаимодействия семей, учителей, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав
- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Права и обязанности Уполномоченного:
Уполномоченный имеет право:
- посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления и педагогического совета и совещания при директоре общеобразовательного учреждения
- получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательных отношений
- проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов участников образовательного процесса
- заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса
выбирать себе помощников из числа участников образовательных отношений.
Уполномоченный обязан:
- содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров
- вносить рекомендации (письменные и устные), предлагать меры для разрешения конфликта
- предоставлять свое мнение, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса органам самоуправления образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации образовательного учреждения
- предоставлять педагогическому совету образовательного учреждения отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года
- не разглашать конфиденциальные сведения, без согласия заявителя.
Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений.
Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, законных представителей), касающиеся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.
Жалоба в письменной или устной форме подается Уполномоченному в срок не позднее 12 месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Уполномоченный, получив жалобу:
- в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения жалобы принимает ее к рассмотрению
- указывает на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя
- обращается к администрации образовательного учреждения с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений
- обращается за разъяснениями к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области
- передает обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.
Профилактика конфликтов
При вступлении в конфликт:
– определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);
– определите ваши ценностные альтернативы;
– выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;
– проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
– определите причины возникновения конфликта;
– проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;
– выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;
– определите свои задачи ;
- выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.
Возьмите на себя управление разрешением конфликта:
– проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);
– в начале переговоров используйте «Я–сообщение», «Активное слушание»;
– дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;
– не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
– обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.
Как избежать ненужных конфликтов?
Существует ряд правил:
– не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;
– прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
– попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
– не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;
– заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
– умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
– признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
– если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу
Контактная информация уполномоченных по защите прав человека
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова
назначена Уполномоченным по правам человека в РФ с 22 апреля 2016 года
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Юрьевна Кузнецова
назначена Уполномоченным по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. С 9 сентября 2016 года. Институт Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка был создан в сентябре 2009 года. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано также учредить должности регионального Уполномоченного по правам ребёнка.
Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Журик Татьяна Владимировна
Почтовый адрес: 410600 г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116
Тел: (8452) 26-15-77, 26-16-61
Факс: (8452) 27-90-75
E-mail: ombudsman64@bk.ru
Web-сайт: http://ombudsman64.ru/
Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Николаевна Загородняя
Почтовый адрес: 410600 г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116, к.4
Тел: (8452)21-00-58
Факс: (8452) 73-47-82
E-mail: deti64@saratov.gov.ru
Web-сайт: https://дети-саратов.рф
Общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области в Энгельсском муниципальном районе Щеглов Евгений Викторович
Председатель Саратовского регионального отделения Федерации психологов образования России,
Руководитель филиалов в Саратове и Энгельсе школы безопасности «Стоп угроза»
E-mail: evgeni-sheglov1986@ya.ru