МОУ "СОШ с. Зеленый Дол"
село Зеленый Дол Энгельсского района Саратовской области
  • Функциональная грамотность

    Ответственная за проведение мероприятий по формированию функциональной грамотности
    обучающихся в МОУ "СОШ с. Зеленый Дол"

    МАНУХИНА Наталья Анатольевна,
    учитель высшей категории,
    почетный работник общего образования РФ

    Что такое «функциональная грамотность»
    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
    «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. 

    Функциональная грамотность включает в себя несколько аспектов.
    Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
    Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
    Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    Креативное мышление - умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
    Глобальные компетенции - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
    О востребованности функциональной грамотности
    Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
    Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
    Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
    Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

    Документы федерального уровня

    Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) 

    Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) 

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО» 
    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями) 

    Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» 

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» 


    Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования

    Документы регионального уровня

    «Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся» (Саратовская область)

    Приказ министерства образования Саратовской области «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Саратовской области на 2023/2024 учебный год»  

    Аналитическая справка по результатам исследования развития функциональной грамотности в рамках мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Саратовской области

     

    Документы муниципального уровня

    Приказ Комитета по образованию "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2023/2024 учебный год" с приложением

    Приказ «Об итогах проведения совещания для школьных координаторов, курирующих формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района, в 2022/2023 учебном году"

    Документы школьного уровня

    Приказ  "О мероприятиях, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся" 

    Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) в МОУ "СОШ с. Зеленый Дол"

    Диагностические материалы

    Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

    Открытые задания PISA

    Материалы Института стратегии развития образования РАО

    Минпросвещения России информирует об открытии доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

    • формирование банка заданий;
    • формирование проектов тренировочных работ;
    • прохождение тренировочной работы  обучающимися в режиме реального времени;
    • проверку развернутых ответов экспертами;
    • накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

    На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.

    В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru

    Подробная инструкция по работе с системой // cloud.mail.ru

    Запись вебинара «Формирование и оценка функциональной грамотности» 

    БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
    (5-9 КЛАССЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

    ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

    УЧАСТИЕ В ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЯХ

    В первом полугодии 2022-2023 учебного года обучающиеся 10 класса  стали активными участниками мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности. Это олимпиады,  марафон, онлайн-уроки, викторина, на которых ребята в  игровой форме отвечали на вопросы: личные и семейные финансы, мошенничество, основы инвестиций. По итогам мероприятий десятиклассники получили  соответствующие грамоты и дипломы.


    На основании письма Министерства образования Саратовской области  от 22.11.2022 года №01-27/9216, в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии повышения функциональной грамотности  в Российской Федерации на 2017-2023 годы, с 23.11.2022 года по 16.12.2022 года  в  общеобразовательных  учреждениях была проведена сессия онлайн – уроков по финансовой грамотности для школьников 8-11 классов.
     Ребята 8-10 классов нашей школы тоже приняли участие и получили сертификаты.
    В 8 классе проведен урок «С деньгами на «Ты» или Зачем быть финансово грамотным» 
     Учащиеся 9 класса узнали как «Платить и зарабатывать банковской картой». 
    Десятиклассники посмотрели урок «Личный финансовый план. Путь к достижению цели»

    Учащиеся начальной школы охотно принимают участие в различных олимпиадах, марафонах, мониторингах по финансовой грамотности и становятся победителями.  Ситалиев Дастан  получил Диплом 1 степени во  Всероссийской викторине «Время знаний»: «Основы финансовой грамотности» (классный руководитель Тонкачева Н.С.).

    УЧАСТИЕ  ПЕДАГОГОВ В ВЕБИНАРАХ И СЕМИНАРАХ

    В первом полугодии 2022-2023 учебного года, согласно региональному комплексному плану мероприятий,  направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, учителя нашей школы принимали  активное участие в вебинарах и семинарах,  организованных  кафедрой естественно-научного образования ГАУ ДПО «СОИРО», по разным направлениям.

    Участие в вебинарах

    ФИО преподавателя

    Направление

    Тема

    1

    Абдулина Н.К.

    Естественно-научная грамотность

    «Использование в учебном процессе банка заданий по оценке читательской грамотности» (25.10.2022).

     «Актуальные вопросы преподавания предметов естественнонаучного цикла в условиях реализации обновленного ФГОС ОО»(5.12.2022)

    2

    Кайбалиева Л.Ж.

    Финансовая грамотность (среднее звено)

    «Формирование функциональной грамотности,  как основное условие интеграции обучающихся в современном мире» (11.11.2022)

    3

    Тонкачева Н.С.

    Финансовая грамотность (начальное звено)

    «Формирование функциональной грамотности,  как основное условие интеграции обучающихся в современном мире» (11.11.2022)

    4

    Китаева Е.А.

    Читательская грамотность

     «Использование в учебном процессе банка заданий по оценке читательской грамотности» (24.10.2022).

    «Методические аспекты формирования и оценивания функциональной грамотности в учебном процессе» (14.11.2022)

    5

    Манухина Н.А.

    Математическая грамотность

    «Формирование математической грамотности во внеурочной деятельности» (19.10.2022)

    «Интеграция математической и финансовой грамотности в образовательном процессе» (30.11.2022)

    6

    Стрельникова О.В

    Креативное мышление

    «Использование инструментов креативного мышления для повышения качества образовательных ресурсов» (21.12.2022)

    7

    Бушкина В.Ю.

    Глобальные компетенции

    «Использование в учебном процессе банка заданий по оценке читательской грамотности» (24.10.2022).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie