Ответственная за проведение мероприятий по формированию функциональной грамотности
обучающихся в МОУ "СОШ с. Зеленый Дол"
МАНУХИНА Наталья Анатольевна,
учитель высшей категории,
почетный работник общего образования РФ
Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников.
Функциональная грамотность включает в себя несколько аспектов.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление - умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
Глобальные компетенции - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.
Документы федерального уровня
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
Документы регионального уровня
Приказ министерства образования Саратовской области «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Саратовской области на 2023/2024 учебный год»
Аналитическая справка по результатам исследования развития функциональной грамотности в рамках мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Саратовской области
Документы муниципального уровня
Документы школьного уровня
Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) в МОУ "СОШ с. Зеленый Дол"
Диагностические материалы
Материалы Института стратегии развития образования РАО
Минпросвещения России информирует об открытии доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
- формирование банка заданий;
- формирование проектов тренировочных работ;
- прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
- проверку развернутых ответов экспертами;
- накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru
Подробная инструкция по работе с системой // cloud.mail.ru
Запись вебинара «Формирование и оценка функциональной грамотности»
БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
(5-9 КЛАССЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Глобальные компетенции
- Финансовая грамотность
- Креативное мышление
ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАСТИЕ В ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЯХ
В первом полугодии 2022-2023 учебного года обучающиеся 10 класса стали активными участниками мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности. Это олимпиады, марафон, онлайн-уроки, викторина, на которых ребята в игровой форме отвечали на вопросы: личные и семейные финансы, мошенничество, основы инвестиций. По итогам мероприятий десятиклассники получили соответствующие грамоты и дипломы.
На основании письма Министерства образования Саратовской области от 22.11.2022 года №01-27/9216, в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии повышения функциональной грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, с 23.11.2022 года по 16.12.2022 года в общеобразовательных учреждениях была проведена сессия онлайн – уроков по финансовой грамотности для школьников 8-11 классов.
Ребята 8-10 классов нашей школы тоже приняли участие и получили сертификаты.
В 8 классе проведен урок «С деньгами на «Ты» или Зачем быть финансово грамотным»
Учащиеся 9 класса узнали как «Платить и зарабатывать банковской картой».
Десятиклассники посмотрели урок «Личный финансовый план. Путь к достижению цели»
Учащиеся начальной школы охотно принимают участие в различных олимпиадах, марафонах, мониторингах по финансовой грамотности и становятся победителями. Ситалиев Дастан получил Диплом 1 степени во Всероссийской викторине «Время знаний»: «Основы финансовой грамотности» (классный руководитель Тонкачева Н.С.).
УЧАСТИЕ ПЕДАГОГОВ В ВЕБИНАРАХ И СЕМИНАРАХ
В первом полугодии 2022-2023 учебного года, согласно региональному комплексному плану мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, учителя нашей школы принимали активное участие в вебинарах и семинарах, организованных кафедрой естественно-научного образования ГАУ ДПО «СОИРО», по разным направлениям.
Участие в вебинарах
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||